О здоровье

internet_zapis_v4_finish-01

Здоровые дети-в здоровой семье

Современная жизнь выдвигает повышенные требования к здоровью детей, которое является данной от природы и абсолютной ценностью трех уровней – биологического, социального и психологического. Здоровье, и это неоспоримо, основа жизни человека, а значит, не самоцель. А необходимое условие полноты реализации жизненных целей и смыслов.

Если условно уровень здоровья принять за 100%, то 20% зависят от наследственных факторов, 20 – от внешних условий (среда), т.е. в итоге от экологии, 10% — от деятельности системы здравоохранения. А что же остальные 50%? Они зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Приведенное процентное соотношение показывает значимость формирования ценностного отношения к здоровью, а также пропаганды здорового образа жизни среди детей дошкольного возраста и их родителей.

 

Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, веселыми, хорошо физически развитыми. Здоровье ребенка во многом определяется отношением родителей к его физическому воспитанию. При этом отцы рассматривают физическое развитие в качестве цели воспитания чаще, чем матери, и физическому воспитанию мальчиков оба родителя придают большое значение, чем воспитанию девочек. Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у детей стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьей.

С раннего возраста у детей необходимо формировать привычку ежедневно выполнять утреннюю гимнастику. Кроме того, важны ежедневная двигательная активность и активный отдых, поэтому родители должны знать подвижные игры, их содержание и правила. В теплый период года необходимо повышать двигательную активность дошкольников на природе. Большое значение в укреплении здоровья имеют циклические, т.е. длительные, регулярно повторяющиеся упражнения, направленные на тренировку и совершенствование выносливости. Именно выносливость в сочетании с закаливанием обеспечивает надежную защиту от острых респираторных заболеваний. Спортивный уголок, созданный дома помогает родителям разумно организовать досуг детей, способствует закреплению двигательных навыков. Необходимо сделать все возможное для более широкого использования физических упражнений и игр, организации физкультурных уголков дома и во дворе. Во многих семьях дети с раннего возраста имеют санки, лыжи, велосипеды, коньки, ракетки и воланы для игры в бадминтон, не говоря уже о мячах, обруче, скакалках, кеглях и др. Однако сами они не всегда могут организовать игры, так как нуждаются в руководстве со стороны родителей, которые должны познакомить детей со способами использования физкультурного инвентаря, с правилами действий, содержанием игр. Помните: оздоровительный эффект от игры на свежем воздухе в парке, на прогулочной площадке, значительно выше, чем от игры в закрытом помещении, как бы хорошо оно не проветривалось.

Какой можно сделать вывод? Если мероприятия по укреплению здоровья детей, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и подвижными играми в семейных условиях, у ребенка развиваются индивидуальные склонности и интересы, а отношение к здоровью становится ценностным.

Большинство родителей заинтересованно в том, чтобы их дети росли сильными, здоровыми и при этом очень мало внимания уделяют физическому воспитанию, перекладывая ответственность на детские сады и школы.

Но физкультминуток и занятий по физкультуре для поддержания здоровья явно недостаточно. Чтобы избежать подростковых сколиозов и анемий, важно и дома выстроить четкую систему физического воспитания, и самим родителям стать спортивным примером для подражания. Ведь если будем лежать на диване, чадо вряд ли поверит в чудеса спортивного образа жизни.

Здоровая семья — это спортивная семья!

СОВЕТЫ, как привить семье вкус к здоровому образу жизни.

СОЗДАТЬ В ДОМЕ СПОРТИВНУЮ ОБСТАНОВКУ:

— Установить в квартире спортивный детский комплекс. Это домашний тренажер, который включает в себя лестницу, «шведскую стенку», веревочную лестницу, трапецию, кольца, качели, канат. Лучше установить комплекс еще до того, как ребенок отправится в детский сад или школу. Ведь дети независимо от возраста обожает учиться чему-то новому. В каждом возрасте ребенок будет тренировать определенные навыки. Если жилищные условия не позволяют содержать спортивный уголок, можно ограничиться турником.

— «Поселить» в своем доме мячи, скакалки, хула-хуп.

-Обеспечить ребенку питьевой режим. В месте, где ребенок делает упражнения, всегда должна быть чистая вода. Ребенок по необходимости будет пить воду и тем самым восполнять баланс минералов в своем организме.

-Начинать день с 15 минутной утренней гимнастики. Легко сбросить сонливость и заторможенность если еще гимнастику сопровождать словами:

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

Очень нравиться нам

Делать по порядку:

Весело шагать

Руки поднимать.

Приседать и вставать

Прыгать и скакать.
А если хватит духа еще и на обтирание холодной водой, то организм отблагодарит небывалой бодростью.

Режим — важное условие для формирования привычки делать зарядку.

Проводить семейный досуг активно в этом помогут домашние питомцы, с которыми нужно регулярно гулять. Зимой – скольжение по ледяной дорожке, катание на санках, ходьба на лыжах, катание на коньках, хоккей с шайбой. Летом — скейтборд, ролики, велосипеды, набор для бадминтона.

Все возможные прогулки и туристические походы, городки, малый теннис, малый баскетбол, плавание, гребля на лодке.

Такие игры как:

«Мой веселый звонкий мяч…»

Это стихотворение Маршака написано в четком ритме, так что, проговаривая его, можно быстро и весело обучить ребенка чеканить мяч об пол или об стенку, а заодно и выучить стихотворение, тренируя память.

«Зайчик-зайчик»

Предложите малышу поиграть в зайчика или в лягушку. С помощью этой игры вы сможете научить его прыгать, как в длину, так и в высоту.

«Море волнуется раз…»

Всем нам с детства знакома эта игра. Если внести в нее полезный соревновательный элемент, например, кто замрет в самой необычной позе, то можно довольно успешно развивать координацию.

«Кегельбан»

Купите ребенку обычные кегли, с их помощью вполне можно осилить игру в кегельбан. К тому же игра развивает внимание и меткость. Заменить кегли можно пластиковыми бутылками.

«Домашний бадминтон»

Если взять обычные ракетки для бадминтона, а волан заменить слабо надутым воздушным шариком, то дома вполне можно поиграть в бадминтон.

«Поймай пальчик»

В раскрытую ладонь ребенка вложите свой палец и предложите ему его поймать. Потом наоборот. Эта пальчиковая игра хорошо развивает реакцию и моторику.

«Достань яблоко»

Если дома есть турник, то можно подвесить на него яблоко на нитке, печенье или любое другое любимое лакомство ребенка и предложить ему допрыгнуть до «вкуснятины». Главное, правильно рассчитать высоту, чтобы ребенок смог допрыгнуть до яблока.

«Простая ритмика»

Включите ребенку его любимую музыку и предложите потанцевать под нее. Сначала можно хлопать в ладоши, потом крутить кистями рук «фонарики», приседать в такт, покружиться, переступать с ноги на ногу.

Семейный кодекс здоровья

  1. Каждый день начинается с зарядки.
  2. Просыпаясь, не залеживаться в постели.
  3. Берем холодную воду в друзья, она дарит бодрость и закалку.
  4. В детский сад, в школу, и на работу — пешком в быстром темпе.
  5. Лифт-враг наш.
  6. Будь щедр на улыбку, никогда не унывать.
  7. При встрече желать друг другу здоровья.
  8. Режим- наш друг, хотим все успеть –успеем!
  9. Ничего не жевать, сидя у телевизора!
  10. В отпуске и в выходные — только вместе!

Родители считают заботу об укреплении здоровья детей делом важным, но лишь немногие по-настоящему используют для этого возможности физической культуры. И сами родители в большинстве своем самокритично оценивают свое участие в физическом воспитании детей, ссылаясь при этом на ряд причин, которые мешают им проявить себя более достойно.

Действительно, часть родителей не имеет достаточной физкультурной подготовки. Наблюдения показывают, что родители обычно активны и изобретательны в создании хороших бытовых условий, в заботе о том, чтобы дети были красиво одеты, вкусно и сытно накормлены. Все это хорошо. Плохо то, что часто на этом и успокаиваются, полагая, что хорошее здоровье ребенка уже будет обеспечено автоматически. А на деле выходит, что чрезмерный комфорт и обильное питание при недостаточно активном двигательном режиме зачастую порождают бытовую лень, ослабляют их здоровье, уменьшают их работоспособность. В физическом воспитании главным является формирование физкультурно-гигиенических навыков. Навыки четкого режима учебы и сна, рационального проведения свободного времени, утренняя гимнастика, водные процедуры — все это превращается со временем в само собой разумеющиеся принципы организации каждого дня. Очень полезной была бы проверка и помощь при выполнении домашних заданий по физкультуре. В отличие от заданий по другим предметам, они могу быть индивидуальные: если не получается на уроке, то дома можно разучить кувырок и научиться подтягиваться. Внимание взрослых нужно подросткам в большом и малом, простом и сложном. Что будет делать школьник на улице? Чтобы прогулочное время не проходило в пустых, а то и небезопасных занятиях, необходимо, как минимум, следующее: помочь ребенку освоить хотя бы 3-4 наиболее простые, известные всем игры, которые он мог бы затеять со сверстниками. Научить его наиболее важным двигательным умениям и навыкам, чтобы он в любое время года мог найти, чем заняться. Обеспечить его необходимым физкультурным инвентарем. Не забывать поинтересоваться, как прошло его свободное время.

Важен выбор цели: взрослые должны знать, что им делать конкретно в данное время года, в применение к возможностям подростка, тогда и физическое воспитание идет успешнее.

Существенно и такое обстоятельство: совместные занятия, общие спортивные интересы дают родителям возможность лучше узнать ребенка, создают и укрепляют в семье обстановку взаимного внимания и делового содружества, столь необходимую для решения любых воспитательных задач.

Совместные занятия приносят следующие положительные результаты:

  • пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствуют развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;
  • углубляют взаимосвязь родителей и детей;
  • предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;
  • позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствуют всестороннему развитию ребенка.

Прекрасно, если родители учат ребенка, помогают ему и вдобавок сами участвуют в школьных соревнованиях. Спортивные интересы в такой семье становятся постоянными. В каком выигрыше будет школа, если возьмется за проведение таких совместных спортивных мероприятий! Пусть даже это не обязательно соревнования, пусть это будет просто физкультурный праздник.

Вспомним дух народных забав, развлечений, главное в них — не стремление к первенству, а возможность принять участие, попробовать свои силы, получить удовольствие от движения, от игры. Мы привычно обращаем внимание на то, что дети засиживаются у телевизора. Нам самим надо стараться преодолеть зрительскую всеядность, и детей этому учить. Тогда освободится время для прогулок, игр на свежем воздухе, спортивных развлечений, не будет позднего, нарушающего режима сидения у телевизора. Дело не в том, чтобы «отвлечь» подростка от телевизора.

Постараемся сделать из него нашего помощника. Он дает обширную телеинформацию по физической культуре и спорту. Из передач всегда можно и нужно многое позаимствовать для своей семьи: интересные упражнения, игры, конкурсы, эстафеты. Несомненная польза есть от многих других спортивных передач: физкультурных праздников, олимпиад, соревнований — они расширяют спортивную эрудицию, вызывают интерес к физической культуре.

А если родители постараются хотя бы отчасти компенсировать двигательную пассивность, устроив во время перерывов в футбольном или хоккейном матчах физкультурную паузу: пробежаться возле дома, «посчитать» ступени в своем подъезде, попрыгать со скакалкой, то это будет очень хорошим приложением к телепередаче.

То есть, совместные занятия ребенка вместе с родителями спортом — один из основных аспектов воспитания.