Педагог-психолог

Нормативно-правовая документация педагога-психолога ДОУ

ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

  • Положение о службе практической психологии в системе министерства образования РФ
  • Этический кодекс практического психолога в системе образования
  • Должностная инструкция педагога-психолога
  • Письмо Министерства образования РФ от 07.04.1999 №70/23-16 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»
  • Приказ от 22 октября 1999 г. N 636 МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РФ «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе министерства образования РФ»
  • Письмо Министерства образования РФ от 27.06.2003 N 28-51-513/16 «О методических рекомендациях по психолого – педагогическому сопровождению обучающихся в учебно- воспитательном процессе в условиях модернизации образования
  • Письмо об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения
  • Создание предметно-развивающей среды в детском саду
  • О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 марта 2000 г. № 27/901-6
  • Конвенция о правах ребенка
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию
  • Методические рекомендации к организации кабинета педагога-психолога дошкольного учреждения

Отношение к психологам за последние годы меняется. Иногда приходится сталкиваться с отказом родителей принимать психологическую помощь. «Раньше не было психологов, и ничего, все выросли нормальными людьми!» -считают порой родители. Те, кто придерживается такого мнения, часто не видят проблемы или не готовы принять, что проблема существует. Некоторые опасаются, что обращение к психологу как-то запятнает биографию их ребёнка или отразится на отношении к нему окружающих. Некоторые родители не обращаются к психологу, потому что не знают, как вести разговор, не могут сформулировать проблему. Чаще всего это происходит потому, что они плохо представляют, как проходит психологическое консультирование.

Да, во время беседы с психологом придётся довольно откровенно рассказывать о многих сторонах жизни не только ребёнка, но и семьи в целом. Психологу необходимо задавать вам порой неприятные, болезненные для вас вопросы, возвращать к тяжёлым переживаниям. В то же время психолог не получит информации больше, чем вы готовы ему доверить. Психолог не следователь. Он может заподозрить, что посетитель что-то не договаривает, но это останется всего лишь его предположением.

И конечно, один визит к специалисту не изменит годами складывавшуюся ситуацию, но поможет посмотреть на неё объективно, со стороны, осознать проблемы, понять мотивы поведения детей. Вам не дадут готового решения, но посоветуют разные модели поведения и помогут оценить все плюсы и минусы того или иного выбора. Задача психолога – выслушать и сформировать уверенность, что выход есть. Если вы пришли на консультацию, значит, уже сделали первый шаг к решению проблемы.

Направления профессиональной деятельности педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения:

Психологическая диагностика

Психологическая диагностика является частью общей системы диагностики детей дошкольного возраста, включающей ещё педагогическую и медицинскую. Психологическая диагностика включает в себя изучение индивидуально-возрастных особенностей детей (при переходе ребёнка на новый возрастной этап развития – проводится в начале учебного года); причин нарушений и отклонений в их психическом развитии (проводится в течение учебного года по запросу родителей и воспитателей); особенностей психолого-педагогического взаимодействия педагогического коллектива с детьми; особенностей семейных взаимоотношений. Также психологическая диагностика проводится при реализации поставленных перед коллективом образовательных задач.

Психологическая коррекция и развитие

Психологическая коррекция и развитие создают оптимальные возможности и условия для полноценного и своевременного психического и личностного развития детей. Психологическая коррекция и развитие включают в себя различные формы работы (групповое и индивидуальное взаимодействие с детьми, тренинговые занятия с педагогами и специалистами, тематические занятия с родителями).

Психологическое просвещение

Психологическое просвещение помогает предупредитьотклонения в развитии и поведении ребёнка посредством информирования родителей и педагогов, знакомит с различными областями психологических знаний.

Психологическая профилактика

Психологическая профилактика направлена на сохранение и укрепление психического здоровья детей, профилактику отклонений и нарушений в их психическом развитии и охватывает все возрастные группы. КонсультированиеКонсультирование осуществляется по запросу родителей, педагогов, администрации по поводу проблем развития, обучения и воспитания ребёнка.

Причины, по которым стоит обращаться за помощью к психологу:

  • Время сильно изменилось, и большое количество травмирующей информации выливается на нас и наших детей.
  • Современный темп жизни под силу выдержать не всем.
  • У ребёнка появляется помощник, к которому он может обратиться за поддержкой в ваше отсутствие.
  • Серьёзные психологические проблемы развиваются из повседневных, лучше разобраться с маленькими проблемками, не давая им переродиться в сложные.
  • Компенсаторные возможности детской психики велики, при удачном стечении обстоятельств ребёнок сумеет самостоятельно «выправиться». Но чего ему это будет стоить
  • Не все детские проблемы лежат на поверхности, некоторые скрыты. Иногда проблема оказывается не такой, какой она видится родителям.